Религиозная живопись

Наиболее полное определение понятия «религиозная живопись» включает:

  • Любое художественное произведение на библейскую тему (христианское искусство);
  • Картины, иллюстрирующие поклонению богу политеистических религий;
  • Работы буддийского, индусского, китайского, иудейского, исламского искусства, связанные с религиозными верованиями или обрядами.

Религиозное изобразительное искусство – это любая картина, которой поддерживается моральное послание религии. В этом контексте религия означает любой набор человеческих верований, связанных с тем, что они считают священным, святым, духовным или божественным.

Истоки



С древних времен наиболее распространенные типы религиозного искусства — живопись и скульптура, но наиболее ярким проявлением жанра являются архитектурные сооружения. Внутренние и наружные художественные украшения для христианских, исламских и буддистских храмов включают широкий спектр примеров декоративно-прикладного искусства: каллиграфия, керамика, иконы, манускрипты, металлические изделия, мозаика, витражи, резные деревянные детали. Функция религиозного искусства – укрепление и прославление веры.

Искусство Античности и древних цивилизаций



Задание художников Египта, Рима и Греции — возвысить персону правителя. В Египте фараон воплощал бога на земле, поэтому его изображения были священными.

Работы периода античности дошли до нашего времени фрагментарно. Репрезентативна для характеристики религиозного искусства скульптура и архитектура этого времени, иллюстрируется Парфеноном и другими храмами Акрополя в Афинах.

В Христианстве



Зарождение христианской живописи: развитие религиозного искусства в средние века и эпоху Возрождения
Христианское или библейское искусство появилось приблизительно через 150 лет после смерти Христа. Изначально, библейская живопись и скульптура были результатом соединения черт римского и греческого искусства. В течение ближайших столетий христианская иконография стандартизировалась, была приведена в соответствие с библейскими текстами.

В средние века религиозная живопись развивалась в форме иконописи.

Византийское христианское искусство могло бы быть представлено мозаикой, миниатюрами, иконами. В XVIII – IX веках, в результате иконоборческого движения, большинство шедевров живописи были уничтожены. Наиболее ранние работы, дошедшие до современности, датированы VI веком. Особенности: античная техника, натурализм – в одних работах, и склонность к условной передаче образов, схематичность – в других. Наиболее известные иконы доиконоборческого периода – «Апостол Петр», «Христос Пантократор».

Иконопись



После окончания эпохи иконоборства возобновились работы по созданию икон. Технические особенности: линейная стилизация, утонение, вытянутость фигур, спиритуализация образов, отказ от натурализма.

Наиболее известные иконы: «Сошествие в ад», «Успение» — примеры работ периода комниновского маньеризма.

По мере принятия христианства, иконопись распространялась в Древнерусском государстве, на Балканском полуострове. Наиболее известные иконописцы Руси – Алипий и Григорий. Постепенно оформились местные школы иконописи – Новгорода, Пскова, Киева, Чернигова. Русская религиозная живопись ярко представлена работами Андрея Рублева: иконы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, фрески и икона Богоматери Владимирской «Умиление» Успенского собора во Владимире, икона «Троица» из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря (Сергиев Посад).

Техника иконописи распространилась по всей восточной православной области, в частности в Киеве, Новгороде и Москве. Она стала одной из главных особенностей русской средневековой живописи. Кроме Андрея Рублева, величайшими русскими иконописцами были:

  • Феофан Грек, основатель новгородской школы иконописи;
  • Дионисий, последователь А.Рублева, создатель росписи собора Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре;
  • Никифор Савин – представитель строгановской школы, автор работ «Чудо Георгия со змием», «Чудо о змие Феодора Тирона».

Важным центром раннего христианского искусства западной Европы была Ирландия. В результате развития готического стиля в архитектуре и доминирования церкви над светской жизнь, возвели множество соборов: в Париже (Нотр — Дам), Шартре, Суассоне, Бурже, Реймсе, Амьене и других городах. Соборы были богато украшены иконами. Религиозный сюжет был доминирующим в книжных миниатюрах.

Особенности нидерландского религиозного искусства периода иллюстрирует Гентский алтарь Яна и Хуберта ван Эйков, алтарь Портинари Гуго ван дер Гуса, работы Роджера Ван дер Вейдена, Иеронима Босха, Питера Брейгеля Старшего.

Итальянское искусство Возрождения финансировалось церковью и меценатами – семьями Медичи и Гонзага. Большинство работ итальянского Ренессанса отличаются доминированием религиозной тематики:

  • «Святая Троица» Мазаччо;
  • «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи;
  • «Сикстинская Мадонна» Рафаэля;
  • Фрески Сикстинской капеллы Микеланджело.

Венецианская живопись представлена рядом картин выдающихся художников — Тициана и Тинторетто.
В XV веке работали Антонелло да Мессина, Караваджо – картины отличались значительным влиянием маньеризма.

Религиозная живопись XVII – XVIII веков



После Реформации Ватикан начал активную кампанию католической Контрреформации. Живопись стала одним из инструментов влияния. Церковь хотела передать свое послание непосредственно верующим, требовала от художников бескомпромиссной ясность и реалистичности образов. Картины должны были реально передавать изображенные объекты.

Примеры его религиозного реализма: «Призвание апостола Матфея», «Мученичество святого Матфея», «Распятие Святого Петра», «Преобразование Святого Павла на пути в Дамаск», «Смерть Богородицы» и «Положение во гроб Христа». Активно развивалась фресковая живопись.

Известные художники и их работы:

  • Франсиско де Сурбаран (Испания): «Христос на кресте»;
  • Хуан Мартинес Монтаньес (Испания): «Милостивый Христос» в Севильском кафедральном соборе;
  • Питер Пауль Рубенс (Фландрия): «Успение Пресвятой Девы Марии»;
  • Никола Пуссен (Франция, Италия): «Пейзаж с апостолом Иоанном на острове Патмосе».

Стиль барокко изменил религиозную живопись – появились новые черты:

  • Эмоциональность;
  • Динамичность;
  • Яркость;
  • Детализация.

С середины XVIII века религиозный жанр теряет актуальность. Популярными становятся портрет, пейзаж, натюрморт, в основном, картины для частных клиентов.

Развитие жанра с XIX века до современности



В 19 веке библейская тематика в изобразительном искусстве утратила актуальность. Только несколько художников продолжали писать картины на религиозные темы в стиле реализма, романтизма, спрос на композиции резко упал – эта тенденция продолжалась до 20 века. Выделяются работы символиста из Бельгии Джеймса Энсора.

Исключительные религиозные картины 20 века: «Христос на кресте» Жоржа Руо, «Христос в Эммаусе» Патрик Колфилд, «Распятие» Антонио Саура; абстрактные работы Герхарда Рихтера.

Значение для культуры



Роль религиозной живописи на протяжении всего времени развития зависела от статуса церкви и религии. Наибольшее влияние религии наблюдается в средние века – именно тогда были созданы знаковые работы, шедевры живописи. На современном этапе авангардные художники предлагают свое виденье религиозного направления.

Рекомендуем публикации

Пожалуйста оставьте комментарий!