Портрет в живописи

Портрет в живописи — форма изображения человеческого облика, в котором лицо является центральной частью изображения. Традиционно, изображают лицо и плечи либо человека в полный рост. Есть несколько разновидностей: традиционный, групповой или автопортрет. Картина в жанре портрета специально написана для того, чтобы показать характер и уникальные особенности человека.

История развития



Среди великих живописцев портретной живописи – старые мастера эпохи Возрождения Италии: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бронзино, Рафаэль, Тициан. К северу от Альп, на территории Германии, Фландрии работали Ян ван Эйк, представитель нидерландской живописи, немецкие портретисты Лукас Кранах Старший и Ганс Гольбейн Младший.

Более поздние работы принадлежат кисти Рембрандта, Антониса Ван Дейка, Веласкеса Томаса Гейнсборо. Картины в романтическом, классическом, абстрактном стилях 19 – начала 20 веков, представлены работами Жерико, Мане, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Пикассо, Ауэрбаха, Модильяни. Самая большая коллекция портретной живописи представлена в Национальной портретной галерее в Лондоне – около 200000 картин.

Древние времена

Жанр портрета рассматривался, как государственное или частное искусство для избранных. В древних средиземноморских цивилизациях Египта, Греции, Рима и Византии, искусство было связано с погребальными обрядами, поклонением богами или формой демонстрации величия правителя. Жанр существовал в виде скульптурного изображения, фресок. Частные заказы выполнялись для королевских семей Месопотамии, Египта, Греции. Портретное искусство было публичным, предназначены для украшения в общественных местах, отражало нравы и религиозные ценности.

Примеры портретов из древнего Египта: скульптура Микерина, Эхнатона и его дочери, бюст Нефертити. Греческие скульптурные изображения: мраморный бюст Сократа, многочисленные бюсты, рельефы и статуи греческих богов от Афродиты до Зевса. Картины были написаны на стенах, хотя ни один не дошел полностью в сохранности. Исключением является серия фаюмские портреты недалеко от Каира в Египте.
Римское искусство был основан на практической политической необходимости. Бюсты всех императоров, от Юлия Цезаря до Константина были выставлены в общественных местах по всей империи для почитания власти.

Средние века и искусство Возрождения

С наступлением Темных веков Средневековья жанр портрета теряет влияние. Живопись служила потребностям церкви: фрески изображали на стенах храмов, рисовали в книгах, в качестве миниатюр, иллюстрировали манускрипты Евангелия.

Единственным крупным меценатом на протяжении большей части средневековой эпохи была церковь. Примеры работ этого периода: иконы из монастыря Святой Екатерины, портреты евангелистов и апостолов в кельтских христианских манускриптах. В романский и готический периоды до 14 века жанр расширил влияние на витражи (Шартрский собор и собор Нотр-Дам в Париже).

Византийский стиль живописи, который доминировал на протяжении периода с 450 до 1400 годов, не совместим с нормами искусства живописи. Художники считали, что духовные и качества человека фигуры важнее, а изображение человека стоит передавать символически. Первые реалистичные работы принадлежат Джотто.

Представители нидерландского и немецкого Возрождения, включая Яна ван Эйка, Роже Ван Дер Вейдена, Лукаса Кранаха и Ганса Гольбейна, работали маслом, создавали реалистичные изображения человека.
К 1500 году женский и мужской портрет стал одним из основных жанров живописи.

Искусство эпохи Возрождения проявилось в новых идеях живописи:

  • линейная перспектива,
  • свет и тени,
  • гуманизм,
  • объемная передача изображения.

Последствие появления идей – повышение качества живописи. Но церковь сохранила свою власть над изобразительным искусством.

В 16 веке

В течение 16 века была разработана иерархия жанров живописи, исходя из тематики:

  1. Историческая, религиозная;
  2. Портреты;
  3. Бытовая;
  4. Ландшафтная;
  5. Натюрморты.

Художники стремились повысить авторитетность жанра. Начало эпохи Реформации, а затем – Контрреформации, превратило живопись в инструмент политического и идеологического влияния. Для 16-17 веков наиболее репрезентативными портретами являются изображения королей европейских государств.

В 18 – 19 веках

Жанр изобразительного искусства значительно расширил влияние в течение 18 и 19 веков. Это было связано с несколькими факторами: универсальным использованием масла и холста; увеличение объемов торговли, что сформировало большую группу состоятельных торговцев и помещиков; использование работ как способа фиксации визуального облика человека, семей. Популярны детские портреты. Портрет в 19 веке – это фото для современного человека. Развитие жанра приостановило изобретение фотокамеры.

Лучшими портретистками 18-19 века были Ангелика Кауфман и Элизабет Виже-Лебрен – первые яркие художницы в истории живописи.

Жанр женского и мужского романтического портрета, который стал очень популярным в 19 веке в Англии, иллюстрируется картинами сэра Эдвина Ландсира – его работы одни из наиболее ярких шедевров изобразительного искусства викторианской эпохи.

В 20 веке

20 век стал временем крушения классической иерархии жанров, поскольку появились новые способы отображения реальности, новые темы и проблематика.

После серии работ в стиле экспрессионизма, достижения в области фотографии, кино и видео, превратили портрет в бесполезный анахронизм.

Исключение составляют известные работы Пикассо, например, женский портрет Гертруды Стайн.
Послевоенные события, влияние компьютерной техники, средств массовой информации, научного прогресса, появляются новые материалы для работы живописцев – изобразительное искусство акрилом, шелкография, творчество алюминиевой краской, коллаж, смешанные виды живописи. Тенденция к восстановлению женского и мужского портрета на должном месте в иерархии жанров иллюстрируется в поп-арт картинах Энди Уорхола, чьи печатные изображения Элвиса Пресли, Мэрилин Монро, Жаклин Кеннеди, Элизабет Тейлор и Мао Цзэ-дуна стали образцом развития жанра второй половины 20 века.

Последняя новация в развитии жанра – гиперреализм, в котором работают американские и европейские художники. Цель стиля – создание новой реальности, которая будет полностью напоминать мир вокруг, будет копией фотографии несуществующего места на планете.

Разновидности портретов



Религиозные

Распространены в Средние века в западном искусстве. Включают изображения богов древних политеистических религий, библейских героев. Примеры картин: Гентский Алтарь Яна ван Эйка, «Оплакивание Мертвого Христа» Мантеньи, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Венера Урбино» Тициана.

Исторические

Изображения великих правителей, королей, полководцев, деятелей искусства. «Папа Лев X с кардиналами» Рафаэля, древнеримские и древнеегипетские изображения правителей, «Томас Кромвель» Ганса Гольбейна, «Портрет папы Иннокентия X» Веласкеса. В рамках исторического вида развивается политический, детский, мужской портрет.

Изображения знаменитостей

Работы художников в этом виде портрета охватывают широкий временной отрезок. В центре полотна оказывались певцы, актеры, писатели. В рамках этого вида существует карикатура, как форма портретного искусства.

Ню

Развивался от античности до современности. Знаменитые работы: женские портреты «Спящая Венера» Джорджоне, «Венера Урбино» Тициана.

Заказные портреты

Работы, которые выполнялись по заказу известных людей – дворян, правителей, для увековечивания себя в истории, популярен детский портрет. Этот тип станкового искусства процветал во время высокого итальянского Возрождения.

Значение жанра



Жанр изобразительного искусства продолжает развитие, возрождается в различных формах, благодаря современным технологиям. Не смотря на популярность и доступность фотокамер, рассматриваемый жанр не утратил актуальность.

Рекомендуем публикации

Пожалуйста оставьте комментарий!