Пастораль в живописи

Пастораль, как жанр искусства, была особенно популярна в Италии в начале 16 века, когда были опубликованы работы Саннадзаро «Аркадия». Он описал идиллический мир, населенный нимфами и пастухами, которые погружали читателей в ностальгию по более простой жизни. Источником для его произведения были работы Вергилий. Антураж пасторальных литературных произведений быстро перекочевал в живопись. В Венеции Джорджоне и молодой Тициан быстро оживили стихотворные строки изобразительными эквивалентами.пастораль, жанры живописи

Истоки



Традиционно «Сельский концерт» приписывается Джорджоне, но в настоящее время считается, что это работа Тициана в юности. Эта таинственная картина предназначается, чтобы быть аллегорией поэзии, чьи символы — флейта и льющаяся вода — распределяются между двумя обнаженными женщинами идеальной красоты. Эти нереальные нимфы существуют только в воображении двух мужчин, которых они вдохновляют. Такое объяснение сюжету соответствовало вкусу распространенного в итальянской живописи одновременного изображения видимого и невидимого.пастораль, жанры живописи

Тициан хотел соединить два мира — венецианскую аристократию с одной стороны, и нимф и пастухов с другой стороны, объединенных музыкой. Тема музыки в спокойном пейзаже формирует аллегорию. Тициан придает особое значение ландшафту в пасторали:

  • Природа не используется в качестве простого декора;
  • Пейзаж – это отражение определенного состояния внутреннего мира, настроения;
  • Краски приглушенные и слегка размытые;
  • Поиск баланса показан посредством интеграции фигур в обстановку, где человек и природа должны сосуществовать в полной гармонии, как у Вергилия — счастливая жизнь в тенистой роще, пастухи с музыкой и песнями.

Джорджоне и Тициан — мастер и ученик — развивали пастораль в отдельный жанр. С 1509 два художника начали работать в тесном сотрудничестве, поэтому их стиль написания картин трудно отличить.

В 15 веке



В начале 15 века пейзаж был создан как жанр в Европе и демонстрировал места проживания или путешествий людей. В век гармонии и порядка, Ренессанс, пасторальные картины были более приемлемы в обществе, чем натуральное изображение леса или поляны. Сложность естественного ландшафта или непогода не были популярными мотивами – добавлялись пасторальные черты, чтобы рассеять глубоко укоренившиеся страхи и предрассудки людей перед непонятными природными явлениями, сделать эмоциональный посыл картин позитивным.

В 17 веке



Среди художников 17 века, работающих в Риме, Клод также создавал пасторальные идиллии. Этот жанр вошел в моду в Голландии – примером может служить портрет работы Рембрандта «Саския ван Эйленбюрх в образе Флоры». Слово «пейзаж» переводится с голландского как «участок обрабатываемой земли».
Нежная лирическая пастораль показывает горы, долины, деревья, реки и леса. Небо почти всегда включается в сюжет, и великолепная погода является элементом композиции.
жанры живописи, пастораль

Барокко



Излюбленными темами барочной живописи является все та же пастораль:

  • Галантные дамы и кавалеры;
  • Невероятно красивые пейзажи;
  • Изящная передача фигур людей;
  • Куртизанки и любовь.

Такие символы, как Венера и любовь, вернулись в жанр живописи и смешались в сценах придворной жизни, придавая композиций чувственный, веселый и свежий тон.

Пастораль во времена барокко и рококо называли очаровательным, галантным стилем. Название происходит от слова «Galer» или «галантный».пастораль, жанры живописи

Фигура женщины является источником вдохновения в живописи. Женщина с чувственной и красивой фигурой соблазняет или принимает участие в запрещенных приключениях – эти сцены помогают «идеальному» обществу идентифицировать себя с персонажами идиллических пасторальных историй.

Романтизмпастораль, жанры живописи



Попытка соединить романтический стиль неземной беззаботной жизни и настроение ландшафтных традиций жанра пейзажа продолжалась в 19 веке под сильным влиянием сложившихся традиций живописи.

В пасторалях этого периода присутствуют:

  • приглушенная цветовая палитра,
  • мягкая атмосфера и непрямое освещение работы,
  • спокойствие сельского пейзажа,
  • поучительный исторический контекст, вписанный в современные пейзажи.

Эволюция картин академического искусства пасторали происходит медленно и незаметно в течение длительного времени.

В 19 векепастораль, жанры живописи



Промышленная революция в 19 веке заставила людей покинуть фермы и сельскую местность. Растущая реакция живописцев против философии Просвещения выразилась в романтическом направлении искусства. Ностальгия по сельской идиллии и природе снова прочно укрепилась в жанрах живописи. Пасторали излучали духовность, свободу, добродетель, как противовес последствиям индустриализации.

В 20 векепастораль, жанры живописи



Художники романтического периода и до 20 века пытались передать эти идеалы в своих работах. Они отвергали рационализм, правила, упорядоченность, которые были характерны неоклассическому стилю. Как и барочные художники, романтические художники надеялись вдохновить на эмоциональный отклик зрителей. Пастораль романтического периода была направлена на ностальгическое стремление к сельской жизни, познанию тайн жизни, силы и величия природы. Пастораль прекрасно вписывается в современную жизнь. Полотна современных художников с идиллическими изображениями можно видеть в частных коллекциях и на выставках.

Рекомендуем публикации

Пожалуйста оставьте комментарий!