Жанр Ню в живописи

Жанр ню – особенно чувственная, провокационная и популярная тема в истории живописи, вдохновляющая художников в течение многих столетий.

Изображение обнаженного тела на полотнах берет свое начало с героического греческого искусства классического периода 6 — 5 века до н.э. — так датируют крошечную статуэтку тучной женщины, названую Венера Виллендорфская. Основное внимание в древнем классическом мире уделялось исследованию оголенного тела. К первым изображениям можно отнести творение Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». Написанная между 1490 и 1510, работа показывает карнавал грехов с множеством потусторонних существ и чувственных деталей.

В античности



Эротические рисунки выполняли серьезную религиозную функцию и представляли различные божества. С появлением мужского ню в греческом искусстве фигура идеальных пропорций используется в качестве способа идеализации реальных людей c 625 г. до нашей эры. Идеальное героическое ню – это изображение атлетического сложения богов и мифических героев.

Женщины в то время на полотнах были одеты:

  • Оголенные люди считаются явлением западного искусства;
  • Обнаженные мужские и женские изображения рассматриваются совершенно по-разному и имеют различные роли;
  • Еще один аспект искусства ню – это непростые отношения к сексуальным желаниям;
  • Двойной стандарт мужского и женского обнаженного тела сохраняется в течение всего римского периода вплоть до современности.

После возникновения христианства, изображения обнаженных на западе утратили популярность. Практически единственными допустимыми религиозными темами наготы в течение многих столетий стали изображения Христа и Адама и Евы в некоторых сценах Страшного суда.

Средние века и Ренессанс



Нагота вновь стала респектабельной и главной темой изобразительного искусства с 13 века в Италии. Н. Пизано и Джотто показали понимание классического ню.

Сандро Боттичелли создал первый монументальный образ обнаженной женщины в 1484 году «Рождение Венеры» — один из самых знаковых шедевров в западном искусстве. За ним последовал Джорджоне да Кастельфранко – «Спящая Венера» в 1508, 24 года спустя. Это был первое изображение лежащей обнаженной женщины.

Эти две картины открыли поток, который в течение 500 лет представляет бесчисленное количество стоящих и лежащих обнаженных женщин и мужчин – многие из них возвышенно красивы или восхищенно эротичны. Почти каждый художник показывает гениальные попытки представить ню.

В 15 веке рисунок ню из жизни стал частью семинаров в обучении художников, хотя натурщиками были только мужчины.

С помощью ню Леонардо да Винчи серьезно заинтересовались анатомией в 16 веке. Благодаря его работам в течение нескольких столетий в Италии идеализированное обнаженное тело стало нормой для воссоздания великих исторических, мифологических и религиозных сцен.

Микеланджело совершенствовал технику ню, передавая совершенные, мускулистые мужские фигуры. Другой итальянский художник Тициан работал с обнаженными женщинами, которые со временем на его картинах становились более чувственными, но идеализированными.

В то же время, на севере Европы в многочисленных художественных традициях использование обнаженного тела практиковалось исключительно в религиозном искусстве. Но с ростом итальянского влияния, Франц Флорис показал языческие сцены голых нимф и пастухов.

С 17 века появились натуралистические полотна, ню в картинах барокко – у Артемизии Джентилески в «Сусанне и старцах», в работах Караваджо с чувственной мужской наготой Давида на переднем плане.

Северный художник Рубенс восхищался античным искусством и итальянским Ренессансом, но его чувственные обнаженные женщины имеют пышные формы в грандиозных исторических картинах с мифологическими и библейскими сюжетами.

Развитие жанра в 18-19 веках



Ню в 18 веке приобрел более легкомысленную форму в рококо. Буше изобразил обнаженную лежащую мадам де Помпадур, любовницу Людовика XV. Художники теперь используют женские модели для картин.

Франсиско де Гойя

Картина Франсиско де Гойи «Обнаженная маха» войдет в историю как первый опыт детальной прорисовки женского тела полностью в натуральную величину. Католическая церковь запретила показ полотна Гойи, которое никогда не выставлялось публично при жизни художника. Работа была заменена более скромным аналогом «Маха одетая».

Уильям Этти

Традицией в Великобритании была тщательная прорисовка обнаженной женщины. Главным мастером детализации и точности рисунка ню считался художник Уильям Этти. Его влияние особенно заметно в женском ню Делакруа «Смерть Сарданапала».

Во в творчестве французских мастеров

Французская живопись прогрессировала в 19 веке, и женская обнаженная натура появилась как в академической живописи и скульптуре, так и в развивающихся стилях:

  • Художник-реалист Курбе представил миру картину с реалистичными бедрами женщины.
  • Скандально известная «Олимпия» Мане показала преднамеренное использование шокирующей наготы, без идеализации. Узнаваемый портрет известной модели Викторины Меран намеренно повторяет позу известного полотна Тициана «Венера Урбинская», но «Олимпия» выглядит вызывающе.
  • Фотография помогла художникам, например, Делакруа в работе без натурщиц.
  • Импрессионисты представили собственное восприятие обнаженной натуры.
  • Женщины Ренуара светящейся нежной чувственностью.
  • Дега имеет менее сентиментальный взгляд на женщин.
  • Постимпрессионист Матисс пытался объединить темы Возрождения и Классики использованием метода игры цвета.
  • Традиции целенаправленной классической идеализации женского ню можно видеть на полотне Пикассо «Авиньонские девицы» — четыре проститутки в провокационных позах нарисованы в стиле кубизма.


История ню в западном искусстве похожа на повторяющийся диалог – интимные или оскорбительные полотна перекликаются с классическим искусством, когда нагота была естественным способом передачи особенностей человеческой фигуры.

Фрейдистская психология у многих вызывает попытки объяснить наготу в современном искусстве только сексуальными мотивами. В практике ню намеренно стирается тонкая грань между искусством и порнографией. Любой след двойных гендерных стандартов исчез, и поколение неореалистических художников продолжает традиции ню в живописи и графике.

Рекомендуем публикации

Пожалуйста оставьте комментарий!