Как рисовать натюрморт: несколько простых но важных советов

Натюрморт  — отличный выбор для изучения основ рисунка и живописи. Есть несколько важных правил, которые подскажут вам как нарисовать натюрморт. Эти правила просты, и вполне выполнимы, но мало где о них пишут или говорят. Опытные художники используют эти правила интуитивно. Новички —  угадывают и радуются удачно созданной картине, или наоборот — переживают из-за неудачного опыта в создании простого сюжета.

Следующие советы помогут вам создавать  различные  гармоничные натюрморты, практически в любой технике, и избегать досадных ошибок.

Как нарисовать натюрморт правила для начинающих



Естественно, натюрморты бывают самые разные, они несут собой разные цели и исполняют их в самых разных стилях. Мы же сегодня поговорим об основных правилах изображения неодушевленных предметов на холсте или бумаге.

Что бы создать гармоничную картину, нужно знать как минимум основы композиции и колористики.

Что делать новичку, который хочет уже сейчас сотворить что-то прекрасное своими руками? Углубится в чтение книг по живописи и рисунку?

Вам будет достаточно знать несколько важных правил, что бы не допускать ошибки и получить отличный результат.

Расположение предметов



Более красиво, гармонично и интересно, объемно всегда смотрится натюрморт:

  •  в котором все предметы как-то перекрывают друг друга. Например, как на фото ниже,

    Елена Кирильчук "Веселые груши"

    Все объекты пересекаются, перекрывают друг друга.

  • или между предметами есть видимое расстояние.

    Елена Кирильчук. Цифровая живопись "Аксессуары"

    Здесь все предметы расположены достаточно далеко друг от друга.

  • Хорошо и комбинировать эти два вида расположения: перекрытие и расстояние.

Примеры расположения предметов

Е.Кирильчук "Золото на синем" по м.к. Илличевой

Все предметы перекрывают друг друга, или расположены на большом расстоянии один от другого.

Е. Кирильчук векторная иллюстрация

Векторная иллюстрация. Здесь также все предметы пересекаются, налагаются, или расположены на большом расстоянии.

Скучное и нескучное расположение предметов

  • Если одинаковые по форме и размеру предметы расположить на одинаковом расстоянии  вы получите достаточно скучную сцену.
    неудачная схема композиции для натюрморта

    Одинаковые предметы на одинаковом расстоянии в  картине смотрятся примерно так же как эти прямоугольники.

    Если вы расположите предметы в ряд, ровно как под линейку, на такой натюрморт смотреть будет скучно, неинтересно. Глядя на вашу работу зрителю не за что будет зацепиться.

  • Если немного подвигать те же  предметы получим совсем другой результат.
Интересная схема композиции для натюрморта

Даже прямоугольники можно расположить  интересно.

Схема расположения предметов в натюрморте

Композиция с прямоугольниками

Когда вы располагаете один предмет за другим, перекрывая его часть, вы тем самым создаете определенную глубину в своей работе. Чем больше форм будет пересекаться — тем более «глубоким и объемным» будет казаться ваш натюрморт.

Пространство

Если вы рисуете просто вазу с цветами, и кажется нечем перекрывать,  подумайте!

  • Возможно какой-то листик упал перед вазой, а может цветок, возможно следует застелить салфетку или скатерть, а может рассыпать ягоды по столу.

Для примера работа Александра Сергеева:

Натюрморт Александра Сергеева. Цветы в стакане.

Картина натюрморт. Автор А. Сергеев

На переднем плане листики и цветок. Эти, на первый взгляд незначительные элементы, ведут взгляд зрителя от  самого переднего края плана,  сначала к упавшему цветку, потом  к стакану с вазой, создавая пространство, делая работу более интересной.

Коллористика



В создании натюрморта важно просто не переусердствовать с количеством используемых цветов.

Правило 2-3 цветов

Выберите 2-3 основных цвета, можете смело использовать близкие к ним оттенки и не переживайте о том, что с цветом у вас будут проблемы. Я обычно использую 2 основных цвета — и немного самую малость дополнительных красок.

Примеры цветовых решений

Цвет в натюрморте. Картина Елены Кирильчук

Здесь я использовала только желто-оранжевые (теплые) и голубые (холодные) оттенки. Зеленый дополнительный.

Как нарисовать натюрморт новичку? Совет на примере картины Винсента Ван Гога

«Ботинки» Ван Гога. Здесь также преобладает два цвета.

Зеленые тона в натюрморте с полевыми цветами

Здесь явно доминирует зеленый и белый, дополняют работу мазки голубого и розового.

Как подобрать цвета для натюрморта? Рыба на доске

Натюрморт с рыбой. Основные красно-коричневые оттенки (теплые), и голубой (холодный).

Правилом 2-3 цветов не всегда можно обойтись. Частые герои натюрмортов — цветы или фрукты бывают самых разных цветов и оттенков. В таких случаях стоит  воспользоваться следующим советом:  В картине не  должно быть всех цветов поровну

Соотношение цветов

Даже в пестрой картинке есть один или два доминирующих цвета.

Например, если у вас в букете, есть цветы красного, синего, белого и желтого цветов, и плюс еще зеленая листва. Какие-то цветы и цвета должны преобладать, остальные быть в меньшинстве.

Вот примеры:

Натюрморт с цветами. Художник Александр Сергеев.

Картина А. Сергеева. В букете преобладают белые и красные цветы. Синий, зеленый, желтый — дополнительные.

Винсент Ван Гог, натюрморт

Натюрморт Винсента Ван Гога. Красные маки доминируют.

Выделяем главное



Имея определенную задумку, рисуя натюрморт с натуры или по представлению (с головы) вы  должны:

  •  выделить, что в этом сюжете главное, какой предмет доминирует?

Это правило не всегда используют, но от его  применения  ваша работа только выиграет.

Задайте себе вопрос:  на каком предмете вы хотели бы удерживать держать фокус, внимание зрителя?

Главный предмет должен чем-то  выделятся: формой, размером, цветом, положением относительно остальных.

Натюрморт. Цветы. Александр Сергеев

Работа А. Сергеева. «Главные» цветки определяются безошибочно.

Еще на стадии наброска, когда вы смотрите на эскиз, вы должны совершенно точно определять — что главное в вашей работе?  

  • Если интуитивно получается  определить главное — отлично.
  • Если взгляд перебегает с одного на другое, не зная за что зацепиться — значит нужно еще поработать над вашей композицией. Что-то уменьшить или увеличить, повернуть, переставить и т.д. Выберите, что вам больше подходит.

Наверное, у  многих сейчас возникнет вопрос: А если я рисую одну вазу с цветами?

Здесь, это правило не нужно применять? Ведь у нас самая важная и главная только наша героиня «ваза с цветами»?

И здесь нужно и вполне возможно это правило применить.

 В букете цветов всегда есть главный цветок. 

Если это букет из множества цветков,  стоит выделить небольшую группу цветов, которые наиболее удачно освещены,  или наиболее выразительно смотрят на зрителя, отличаются по цвету, размеру или форме.

Натюрморт в бирюзовых тонах. Автор А. Сергеев

А. Сергеев. Взгляд фокусируется на группе белых цветков в центре, они наиболее яркие, освещенные и смотрят прямо на нас.

Натюрморт в одном цвете, посуда.

Монохромный натюрморт с посудой. Здесь, самая важная — самая большая тарелка.

Я уверенна, что на тему натюрморта можно еще очень долго говорить и углубляться.  Все же,  простые правила, о которых я сегодня вам рассказала, помогут вам легко создавать гармоничные композиции в разных стилях и техниках.

Кстати, эти простые рекомендации также целесообразно применять и не только в живописи, а,  например,  когда решите сфотографировать натюрморт, или вышить нитками или лентами букет цветов и т.п.

Надеюсь вам было интересно, и эти простые советы будут полезны для вас.

Всем желаю удачи и творческих успехов!  

И жду ваших комментариев 🙂

Рекомендуем публикации

Пожалуйста оставьте комментарий!
  • Светлана

    Очень полезная статья, спасибо, задумалась!

  • Нина

    💡 Действительно так!Спасибо большое, это настоящее руководство к построению натюрморта и цветового решения!

  • Галина Грабарь

    Спасибо! Радуюсь вашему успеху.

  • Наталья

    Увлекаюсь именно натюрмортами. Статья для меня очень актуальна, т.к. я самоучка. Обязательно буду использовать эти рекомендации. Спасибо.

  • Ираида

    Елена, благодарю Вас за очень актуальную тему.
    Обязательно учту Ваши советы в своих работах.
    Я не профессионал, и поэтому мне обязательно пригодятся все описанные приемы.
    Очень приятно получать от Вас замечательные уроки по рисованию.
    Спасибо.

    • Спасибо за комментарий. Рада что Вам интересны мои статьи. Желаю успехов!

  • ольга

    Елена, спасибо большое! Очень актуальная информация для новичков- любителей. Всё просто и понятно. Вы-щедрый человек.

    Ольга.

  • Галина Петрова

    Елена! Огромное спасибо за такую подробную информацию. Вы затронули самые важные вопросы, которые возникают, когда берешься писать натюрморт.Все очень лаконично и доходчиво! Спасибо!

  • Людмила

    СПАСИБО БОЛЬШОЕ !
    ОЧЕНЬ НРАВЯТСЯ ВАШИ СОВЕТЫ 🙂
    к сожалению у меня лично с этим всегда проблемы…когда рисую цветы, так увлекаюсь «раскрашиванием лепестков», что потом главные цветки определить невозможно :), и самое ужасное, что потом они мне ВСЕ становятся главными и ВСЕ нравятся…
    а с правилом «Все объекты натюрморта пересекаются, перекрывают друг друга.» ещё хуже… в наброске они именно так себя и ведут, а вот в процессе «раскрашивания» как-то не очень… 🙂
    ещё и тени куда-то исчезают… %)и всё-равно нравятся…пытаюсь как-то с этим бороЦЦа…А больше всего нравится,-просто ловить кайф от процесса каля-маля…:) 😳

    • Спасибо за комментарий, Людмила! Все приходит с опытом. Очень важно получать кайф от процесса, иначе нет смысла эти заниматься 🙂